Маргo (marawarren) wrote,
Маргo
marawarren

Categories:

Великие актёры. Робер Оссейн.



Робер Оссейн принадлежит к "Русской гвардии парижской сцены и кино"



Он - потомок эмигрантов первой волны.
Того самого могучего шквала, который выплеснул на французские берега Шаляпина и Питоевых, Балашову и Вакевича, Балиева и Соколова, братьев Мозжухиных и Волкова, Надеждина и Римского, Лошакова и Турянского, Кованько и Колина...
Яркие таланты, давшие новый импульс французским кино и театру.
"Кому, как не нам, вечным кочевникам, рисковать в столь опасном ремесле, как кино и театр", - сказал однажды Оссейн.
Кто знает, может, в этих словах кроется ключ к пониманию если не всей его жизни, то самого главного в ней.





Оставивший одинаково глубокий след в театре и кино, французский актер и режиссер Робер Оссейн родился 30 декабря 1927-го года в Париже в семье композитора и пианистки.
В жилах Робера Оссейна смешались славянская и персидская кровь.
Его отец, скрипач и композитор Андре Оссейн (André Hossein, рожд. Аминулла Гуссейнов, 1905—1983), азербайджанского (по отцу) и таджикского (по матери) происхождения,был родом из Самарканда.
Перед Первой мировой войной некоторое время жил в Москве, затем уехал в Германию, где учился в Штутгартской и Берлинской консерваториях, приняв зороастризм.
В Германии он встретил пианистку и актрису Анну Миневскую, еврейского происхождения и родом из Киева, чья семья покинула Советский Союз после Октябрьской революции 1917 года.
Вместе супруги поселились в Париже.
Bо Франции Аминулла Гуссейнов сменил имя на Андре Оссейн.
Не следует, однако, думать, что детство Робера счастливо прошло в околобогемной среде.
Cемья с большим трудом выживала на случайные заработки.





Благодаря матери Робер с детства хорошо говорил по-русски.
В детские годы Робер часто менял учебные заведения по элементарной причине – пока не выгоняли за неуплату, а свой образ жизни в те годы он позже назовет "кочевником без племени".
У родителей не хватало денег на плату за обучение в обычной школе.
Мальчик упрямо прогуливал многие занятия, друзьями он не обзаводился, любил,сидя на дереве, наблюдать жизнь улицы и уже в то время мечтал о подмостках.







В 19-ти летнем возрасте Робер начал постигать драматическое искусство, окончил знаменитые курсы Рене Симона, пришел в театр "Гран гиньоль".
Здесь молодой Оссейн приобрел не только актерский , но и режиссерский опыт.
Впервые Робер появился на экране в 1948 году, однако зрители и критики обратили на него внимание только в 1954 году и долгое время считали носителем отрицательного обаяния.
Этому способствовала и манера игры и внешность Оссейна - плечистый верзила с крупными чертами лица и тяжелым взглядом глубоко посаженных темных глаз.





Робер частенько играл опасных типов, персонажей с "двойным дном", преступников, а то и просто откровенных садистов, подобных Петеру Куртену - герою, поставленной Оссейном криминально-психологической драмы "Вампир из Дюссельдорфа".
Даже став режиссером, он не оставлял себе положительных ролей, похоже ему и в театре и в кино нравилось примерять демонические маски.



ГОЛОС КРОВИ.




Через год после экранного дебюта, в1955-ом Робер женился на Марине Влади.
"Когда я впервые увидел Марину, она была совсем ребенком, - вспоминает Оссейн. - Я хорошо знал ее старших сестер: уважал ум и такт Ольги Байдаровой-Поляковой, дружил с Элен Валлье, играл в театре "Старая голубятня" вместе с Одиль Версуа...





Марину же впервые увидел на сцене - балеринкой парижской "Опера".
Беленькая, розовая, острая на язычок!
К пятнадцати годам она стала очень красива!
Я был старше на десять лет, но при ней робел словно мальчишка.
Моя гримуборная в театре пестрела ее фотографиями.
Я готов был на что угодно, лишь бы обратить на себя ее внимание.





Я предложил Марине главную роль в моем первом самостоятельном фильме по пьесе моего друга Фредерика Дара. "Негодяи идут в ад".
Был несомненный успех, а затем Жорж Лампен пригласил нас сняться в "Преступлении и наказании".
Марина играла Сонечку Мармеладову, переименованную на французский манер в Лили, а я - Раскольникова..."






Марина Влади была первой женой Оссейна, матерью двоих его сыновей - Игоря и Петра.
Она снималась в нескольких фильмах мужа - "Простите наши прегрешения" (1956), "Ты - яд" (1958), "Ночи шпионов" (1959).





Происхождение, и близость к семье Поляковых - причина постоянного интереса Оссейна к истории и культуре России. Долгая дружба связывала его с Роже Вадимом (Племянниковым), который тоже имел русские корни..."
По большому счету, я никогда не переставал считать себя эмигрантом во Франции.." - как то признался Робер, и добавил - "Меня мучит ностальгия по большому пространству - по необъятной заснеженной степи, по бескрайним лесам без привычных в Европе, тщательно асфальтированных дорог."
В беседе с Эльдаром Рязановым, в рамках телепередачи из цикла "Парижские тайны" знаменитый француз поведал о своих гастрономических пристрастиях - "ржаной хлеб и соленые огурцы - мое любимое лакомство".





Личная жизнь.

«Три раза я начинал свою жизнь заново» — говорил Робер Оссейн в одном интервью.

Первой его женой (1955—1959) стала актриса Марина Влади, дочь балерины Милицы Евгеньевны Энвальд и певца Владимира Полякова.
Робер был знаком и с сёстрами Марины: с самой старшей сестрой Марины — телережиссёром Олей (Olga Varen); также снял в своём фильме «Ты — яд» и играл вместе со старшей сестрой Марины — актрисой Таней (Odile Versois), а со средней сестрой Марины — актрисой Леной (Милицей) (Hélène Vallier) — снимался в «Старой голубятне».
От брака с Мариной у него двое сыновей — Игорь (живёт на Гаити и выращивает жемчуг) и Пётр (гитарист и балалаечник, живёт на юге Франции).

Вторая жена Оссейна (на протяжении 15 лет) — психоаналитик и киносценарист Каролин Эльяшев (Caroline Eliacheff, урожд. Мари Каролин Наташа Эльяшев, род. 1947), дочь кинопродюсера российско-еврейского происхождения Анатоля Эльяшева (Anatole Eliacheff, в мире кино известен как Толя Эльяшев, родом из Баку)[7] и литератора, феминистки сефардского происхождения Франсуазы Жиру (Françoise Giroud, урожд. Лея Франс Гурджи, 1916—2003).
В этом браке родился сын Николя.

Третьей его женой стала Мари-Франс Пизье, с которой Робер Оссейн сам снимался в ряде фильмов.

И четвёртой жене Кэндис Пату, он, ухаживая, предложил роль в своём фильме «Отверженные» (1982).

Она родила ему четвертого сына Жюльена.



РЕДКОЕ ИМЯ.

Наш зритель видел Робера Оссейна в фильмах "Приговор" и "Вторая истина", обе картины, при всей их добротности, широкого отклика у советской публики не нашли.
С выходом на экраны увлекательной мелодрамы о приключениях красавицы Анжелики (кстати, авторы романа, послужившего основой сценария этого кино-сериала, тоже русские), исполнитель роли графа де Пейрака в одночасье стал одним из самых любимых в СССР французских актеров.





Слегка покалеченный, но невообразимо притягательный Жофрей де Пейрак нарушил некоторое однообразие отрицательных персонажей Оссейна.
Аристократ по духу, а не по происхождению, вольнодумец и путешественник, ученый-алхимик и поэт, ценитель искусства и знаток женского сердца, человек живущий мыслями и страстями, выпадающий из эпохи, жертва зависти и коварства, чудом избежавший казни изгнанник - тот единственный, кто достоин любви и верности прекрасной Анжелики.





Если бы кинематографа не существовало, его следовало бы изобрести ради "Анжелики", ради Жофрея де Пейрака.





БОЛЬШОЙ ТЕАТР.

Сегодня на счету актера более 80 работ в кино, полтора десятка картин Оссейн поставил, как режиссер.
И все же, во Франции его считают, прежде всего, человеком сцены.
С 1970 по 1979, он возглавлял Национальный Народный театр в Реймсе. Возрождая традиции "Гран Гиньоля", Оссейн - режиссер развлекал зрителя сюжетами Эдгара По, делал спектакли о героях Сопротивления, обращался к Шекспиру и Достоевскому.
В 1985 году ставил "Юлия Цезаря". Потом были постановки - "Дело Лионского курьера", "Дантон и Робеспьер", " Отверженные", "Собор Парижской Богоматери", "Человек по имени Иисус".






За любовь к крупномасштабному театру, размах массовых сцен, с использованием впечатляющих декораций, критики не раз величали Оссейна гигантоманом и показушником.
"Слишком много жестов на публику".
Однако другое крыло знатоков современного театра присвоило Роберу почетный титул народного режиссера республики. На спектаклях Оссейна плачут и взрываются хохотом, ...
Его актерам не хлопают - аплодируют.
Пять минут, десять, сорок!.. Стоя!..
Надо знать, что парижская театральная публика весьма скупа на такие овации.





Были случаи, когда Оссейн приглашал в свой проект случайно увиденных и понравившихся ему актеров, несмотря на то, что театральные агентства, финансирующие постановки, отказывались превышать сметы и оплачивать труд безвестных дебютантов.
Робер в таких ситуациях шел на риск, недолго думая, брал протеже, в талант которых верил, на собственный бюджет.
Риск, чаще всего, оправдывался: новички придавали постановкам Оссейна свежесть, а порой становились яркими фигурами национального театра и кино.





Именно так случилось с Изабель Аджани и Жаком Вебером, Ришаром Анконина и Франсисом Юстером (еще одним русским среди французских актеров).
Суперзвезды тоже работают с Оссейном - Жан Поль Бельмондо - партнер Робера по двум кинокартинам, в театре "Де Пари" играл в его спектаклях "Кин" и "Сирано де Бержерак".
Что касается новичков, Робер Оссейн может позволить себе быть добрым самаритянином.
Он знает, что обладает даром царя Мидаса обращать в богатство, все , к чему прикасается его рука.
В чем тут дело? В умело раскрученной рекламе, в безусловном таланте и темпераменте художника, в везении, или во всем сразу?






Идеи спектаклей Оссейна доходят до зрителей в долгих, порой ожесточенных спорах, зарождающихся тут же, в театре.
В дискуссиях критиков и режиссеров, а нередко и представителей политических партий, церкви, общественных организаций на темы Справедливости и Милосердия, Прав человека и Насилия, Нищеты и Веры, поднятых в постановках Оссейна.
Недавно знаменитый актер и режиссер стал - художественным руководителем театра "Мариньи", хозяин которого - один из крупнейших французских меценатов Франсуа Пино.
Владелец сети магазинов "Фнак" и "Принтам", крупный бизнесмен и покровитель современной живописи, Пино ныне выступает в новой для себя роли - продюсера театрального искусства.





В Париже на сцене обновленного Дворца конгрессов недавно состоялась премьера их общего проекта-спектакля "1940-1945, де Голль, тот, кто сказал "нет", как всегда у Оссейна-режиссера - это масштабное, дорогостоящее действо, в создании которого участвуют двести актеров и триста человек технического персонала.
Спектакль собирает полный зал, ведь все, что связано с личностью и деятельностью Шарля де Голля, вызывает у французов особый интерес.
К этой крупной политической фигуре, сыгравшей огромную роль в исторической судьбе страны, возвращаются и будут возвращаться писатели, театральные режиссеры и кинематографисты.





В сегодняшнем степенном и солидном Робере Оссейне трудно узнать Жофрея де Пейрака - годы идут.
Театр забирает много сил и времени, Робер не часто появляется на киноэкране.
Уже успел написать две книги мемуаров "Слепой часовой" и "Кочевники без племен".
Живет с четвёртой женой, актрисой Кандис Пату.
Думает о России - мечтает поставить "Войну и мир".


Tags: Актёры кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Уезжаю...

    Сегодня едем с мужем провожать лето на остров Madeline. Как долго мы там пробудем ещё не знаю,всё зависит от погоды и обстоятельств.…

  • 20 лет со дня террористических атак 11 сентября 2001 года

    Сегодня Соединенные Штаты отмечают День памяти погибших в результате террористических атак 11 сентября 2001 года. Жертвами терактов 11…

  • COPPER BOX-виртуозы зайдеко

    г.Меррилл, Висконсин 26.08.2021. COPPER BOX- одна из популярнейших групп штата Висконсин,с большим успехом гастролирующая по всей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments