Маргo (marawarren) wrote,
Маргo
marawarren

Categories:

Об индейцах лакота (сиу) и не только о них.




Блэк Хиллс ( Black Hills). Южная Дакота.
Музей Североамериканских индейцев .
30.09. Продолжение.












Неподалеку от мемориала Неистовому Коню расположено здание
Учебного центра и Музея Североамериканских индейцев.



Сегодня в Музее находится богатая коллекция индейских реликвий
и исторических предметов.

Эта выставка признана одной из лучших и наиболее полных в мире.











Там представлены тысячи экспонатов, рассказывающих о жизни
индейских племен Северной Америки.

Американки индейского происхождения Приссилла Энгин и Фреда
Гудселл (оглала-лакота), работающие в музее, готовы ответить
на вопросы и рассказать о выставленных предметах искусства
и рукоделия.











Доновин Спрейг, преподаватель университета, представитель
племени миннеконджу-лакота, также может проконсультировать
посетителей музея.
Он прапраправнук Хумпа, вождя племени,
участника битвы при Литтл-Бигхорн 1876 года.

Работники мемориала с большой гордостью рассказывают о его
создании, как о своем любимом детище.











Здесь есть классные комнаты, где желающих могут обучить
древним ремеслам индейцев, исследовательская библиотека,
содержащая справочную литературу о коренных жителях Америки,
ресторан и киоски по продаже сувениров и брошюр.











В музее можно увидеть очень оригинальные и необычные изделия,
сделанные индейцами - национальную одежду, различные украшения
из серебра и полудрагоценных камней, картины, скульптуры,
изделия из керамики.













Традиция изготовления керамики у индейцев как Северной, так
и Центральной и Южной Америки возникла задолго до контакта
с европейцами, а местные стили керамики были весьма разнообразны.

При этом ни одна доколумбова культура не имела гончарного круга
(что можно связать с отсутствием у индейцев колеса).

По этой причине все известные археологам и этнографам виды
индейской керамики вылеплены вручную с использованием ряда
традиционных технологий: скульптурного моделирования, лепки
по форме или каркасу, лепки из глиняного шнура, формовки
лопаткой.











Помимо керамических сосудов, различные индейские культуры
изготавливали также глиняные статуэтки, маски, другие ритуальные
предметы.












Здесь же представлены скульптурные работы Корчака Циолковского,
создателя памятника Неистовому Коню.











А на самом почётном месте его большой портрет.












Очень красивый музей, ухоженная территория мемориала, над которой
возвышается гора со скульптурой Неистового Коня.











Мемориальный центр Crazy Horse создан с благородной целью сохранения
культурных и исторических
ценностей Native American — индейцев
северной Америки.

Он является учебным и просветительским центром для всех желающих
лучше узнать жизнь и исторические ценности североамериканских индейцев.

Музей ежедневно открыт для посетителей, все собранные средства
направляются на продолжение создания монумента.




Дети индейцев лакота(сиу).



К сожалению, в музей мы попали уже незадолго до закрытия.

Не так много времени оставалось на осмотр экспозиции, а там
было столько интересного!
Но я всё-таки успела сделать
эти фото, увидеть несколько танцевальных номеров на открытой
площадке у музея и даже приняла участие в заключительном танце дружбы.

Танцевала и снимала на камеру одновременно, что конечно сказалось
на качестве съёмки.
Танцуем танец дружбы.









Несколько интересных фактов об индейцах лакота (сиу).









Численность населения в США 113,7 тыс. человек согласно
последней переписи.

Говорят на языке сиу (лакота), среди молодёжи преобладает английский
язык.

Свыше 70 % дакота США — христиане (католики, англикане и др.),
однако же у них сохраняются и традиционные верования.






Родина лакота — земли к западу от озера Мичиган (штаты Миннесота
и Висконсин).

Занимались загонной охотой на бизонов, делились на восточных
и западных лакота.
В XVIII веке под давлением вооружённых
огнестрельным оружием индейских племён оджибве и кри, а также
привлекаемые охотничьими угодьями и торговыми факториями на реках
Де-Мойн, Миссисипи и Миссури, постепенно переселялись на запад.

К середине XIX века занимали территории на западе Миннесоты,
севере Айовы, Северную и Южную Дакоту, восток Монтаны и Вайоминга,
северо-восток Небраски.







Заимствовав у соседей лошадь, перешли к конной охоте
на бизонов.

Центральные и западные лакота по традиционной культуре -это
типичные представители кочевой культуры индейцев Великих Равнин.

Они сочетали элементы кочевничества с земледелием, собирательством
и рыболовством.








Община,составлявшая их лагерь, включала семьи родных, приёмных
и двоюродных братьев (каждая семья проживала в типи), управлялась
вождём (итанчан) и советом (типи ийокихэ).
Несколько общин
объединялись в подразделения племени и племена.







Для обеспечения порядка в лагере и, особенно, во время
охоты назначались «полицейские» (акичита), при перекочёвке движением
руководили выборные лидеры (вакичонза), также выступавшие судьями
при внутренних спорах.













В основе традиционной религии — вера в безличную силу
(вакан-танка) и её проявления (вакан): таку шканшкан («то, что движет»,
«энергия»), солнце, луна, ветер, ураган, Четыре ветра, Громовые создания
(Вакинйан), камень, земля, Дева-Белая Бизониха, бизон, двуногие,
множество невидимых духов.
Человек мог обратиться к вакан-танка
с мольбой о помощи (вачекийе — «просьба о помощи по-родственному»),
связующим предметом считалась курительная трубка (чанунпа).













Существовали шаманы: вичаша-вакан и пежута-вичаша (лекарь).

Основной ритуал у западных и центральных лакота — летняя Пляска Солнца.

Договорные отношения с США начали заключать с начала XIX века.














Захват земель белыми, нарушения прежних договоров, истребление
бизонов вызвало вооружённое сопротивление лакота (т. н. Война Воронёнка
1862-63, Война Красного Облака 1866-67, Война за Чёрные холмы 1876-77).

В конце 1870-х годов после подписания договоров лакота были окончательно
переселены в резервации.







Индейцы в наше время.






В результате массовой борьбы за гражданские права в США
ряд несправедливостей в отношении индейцев был устранен.

В 1968 году был принят важный Закон о Гражданских Правах Индейцев
(Indian Civil Rights Act).
В 1972 году - Закон об Образовании
Индейцев ( Indian Education Act).
В 1975 году Закон об
Самоопределении и Образовании Индейцев (Indian Self-Determination
and Education Act), которые создали ныне существующую систему
взаимоотношений.

Индейцы получили право самоуправления, а также прямого контроля
над своими финансами, системой образования и т.д.





В результате, уровень жизни и образования коренных
обитателей Америки заметно выросли.
Некоторые вожди племен
проявили недюжинные управленческие способности.

Появились многочисленные индейские писатели, художники, философы,
актеры.

Однако до сих пор сохраняется разрыв в уровне благосостояния
между индейцами и представителями иных расовых и этнических групп США.

Кроме того, в последние годы племена разделились на "богатые"
и "бедные", что местами провоцирует напряженность.






Более половины лакота живут в городах по всей территории
США, а не в резервациях.

Активно участвуют в политических выступлениях.

Для жителей резерваций существует несколько видов дотаций.

Это продовольственная помощь, повышенные детские пособия,
государственные финансовые гарантии на приобретение жилья,
различные курсы повышения квалификации.






Коренные американцы могут получать высшее образование,
пользуясь особыми льготами: они не платят за обучение и поступают
в колледж или университет по специальной квоте.

Несмотря на то, что индейцы пользуются значительными
льготами при поступлении в высшие учебные заведения
и обучение для них бесплатное, уровень образования среди
индейцев остаётся невысоким.

Среднюю школу закончили 72% индейцев - в целом для США
этот показатель равен 80%.

Диплом бакалавра (вручается после окончания ВУЗа) имеют 11%
индейцев,впрочем, есть среди индейцев и доктора наук.







Неудивительно, что доля индейцев, занимающих
управленческие посты, заметно уступает показателям иных
расовых групп, проживающих в США.

Современные лакота в резервациях заняты в сельском хозяйстве,
имеют доходы с игорного бизнеса, сдают земли в аренду.

В современных Соединённых Штатах индейцы имеют два основных
источника дохода — государственные субсидии и азартные игры.







Индейские резервации получили право создавать
казино в 1998 году, когда был принят соответствующий федеральный
закон (называется Indian Gaming Regulatory Act).

Причиной этого стал вердикт Верховного Суда США (US Supreme
Court) 1997 года.
Суд постановил, что раз индейцы были
вытеснены в неплодородные места, не имеющие полезных ископаемых,
и не могут заниматься традиционными промыслами, позволяющими
им получить средства для жизни, они имеют право заниматься
игорным бизнесом.







Это стало важнейшей победой индейцев, потому что
в большинстве штатов США подобные заведения запрещены законом.

Поэтому индейские казино стали островками азарта, привлекающими
большое количество посетителей.

По данным Национальной Индейской Игровой Ассоциации
(National Indian Gaming Association), в 2005 году (последние
данные) игорные заведения действовали в 227-и (из 563) резерваций.

В 2006 году индейцы заработали на любителях азартных игр $25.7 млрд.
(в 2005 году - $22.6 млрд.) - по степени прибыльности индейские
казино опережают лишь игорные дома Лас-Вегаса.







Игорный бизнес позволил создать более 670 тыс. рабочих
мест для индейцев.
Исследование 2005 года показало, что
власти резерваций (они же вожди племен) 20% доходов от казино
направляют на поддержку образовательных программ, 19% - на
экономическое развитие, по 17% - на финансирование правo-
охранительных органов и здравоохранение.












США - страна религиозной свободы.

Однако лишь в отношении индейцев принят особый закон,
который позволяет им свободно практиковать свой религиозный
культ (некоторые индейцы и религиоведы считают правильным,
называть это "духовной практикой").

Дело в том, что для исполнения большинства обрядов требуются
орлиные перья, но орлы в США защищены законом, и охота на
них запрещена.

Для индейцев сделано исключение: только члены племен могут
приобретать орлиные перья.

Однако им запрещено продавать или передавать их неиндейцам.








При подготовке материала использована информация из книг Делории,
Вайн и Клиффорда Литтл (Deloria, Vine и Clifford Lytle )"Американские
Индейцы, Американское Правосудие" ("American Indians, American Justice")
и Стивена Певара ( Stephen Pevar ) "Права Индейцев и Племен" ("The Rights of Indians and Tribes").
Tags: usa, ИНДЕЙЦЫ, Музеи, Южная Дакота
Subscribe

  • Подснежники и другие первоцветы

    Об этих фото мне напомнил сегодняшний праздник День подснежника (The Day of Snowdrop),который отмечается 19-го апреля. Этот весенний…

  • " Счастье быть норвежцем"

    Артстудия музея Вестерхейма г.Декора,шт.Айова 3.05.2018г. Артстудия музея Вестерхейма в эти дни праздновала своё 50-летие.…

  • Сегодня День рождения ЖЖ!

    Домен LiveJournal.com был зарегистрирован 15 апреля 1999 года. Создатель ЖЖ американский программист Брэд Фицпатрик (Bradley Joseph "Brad"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments