г. Саут-Бенд, Индиана.
6.06.2013.
Из Нотр-Дама мы поехали в Национальный музей
истории Студебейкера в Саут-Бенде.
Автопроизводитель Студебейкер (Studebaker), (или
в русскоязычном произношении Студебекер),завод
и штаб-квартира которого находились в Саут-Бенде,
был известен в СССР еще в начале 30-х годов после
выхода книги Ильфа-Петрова «Золотой теленок».
Помните:"Ударим автопробегом по бездорожью и раз-
гильдяйству"? В книге есть сцена встречи фальшивых
участников автопробега во главе с Остапом Бендером,
где один из встречающих думает, что веселые жулики
прибыли на студебекере.
В открытом в 2005 году музее, посвященном истории
бренда Studebaker, выставлены разнообразные автомо-
били, фургоны, повозки, армейская техника и другая
продукция корпорации.
Музей расположен на трех этажах. На первом этаже
находится экспозиция, посвященная истории компа-
нии и транспортным средствам, выпускавшимся с
1852 по 1934 годы.
На втором этаже выставлены автомобили,произво-
дившиеся начиная с 1934 года.
И третий этаж представляет собой экспозицию, посвя-
щенную армейской продукции Studebaker.
На сегодняшний день в залах музея выставляется
около 120 единиц различного транспорта, включая
четыре президентских экипажа,
один из которых использовался Авраамом Линкольном,
первый и последний автомобиль Studebaker, автомобили
и концепт-кары, выпускавшиеся под маркой Packard, элек-
тро-мобиль 1902 года и другие известные автомобили
компании.
Братья Студебейкеры.
Компания была названа по фамилии Клемента Студе-
бейкера (Clement Studebaker), американского промы-
шленника, основателя знаменитой семейной фирмы.
"Всегда дай больше, чем обещал"- девиз Студебей-
керов.
История компании начинается 16 февраля 1852 года,
когда братья Генри и Клемент Студебейкеры открыли
в Саут-Бенде кузнечную мастерскую.
Первоначально в мастерской изготавливались метал-
лические части для тележек и повозок, затем началось
производство целых повозок и фургонов.
Особенно удачными для Студебейкеров были годы
гражданской войны в США (1861-1865 год), когда ком-
пания выполняла заказы на поставку большого коли-
чества фургонов и повозок для армии.
Studebaker стал выпускать автомобили в 1902 году, при-
чем первой моделью компании был электромобиль.
Затем были выпущены автомобили с 2-х и 4-х цилиндро-
выми двигателями внутреннего сгорания.
Эти автомобили производились в Детройте, в то время
как в Саут-Бенде до 1920 года продолжалось изготов-
ление транспортных средств на лошадиной тяге.
С 1911 года предприятие стало называться Studebaker
Corporation. Производство автомобилей было перенесено
в Саут-Бенд, где в двадцатые годы завод выпускал
по 180 000 автомобилей в год.
Пережив Великую депрессию и последовавший за ним
финансовый кризис, в 30-е годы Studebaker начинает прo-
изводство новых автомобилей, среди которых знамени-
тый Studebaker Champion, выпускавшийся до 1958 года.
С началом Второй мировой войны Studebaker производит
транспорт для армии: военные грузовики, на базе которых
размещались знаменитые «Катюши», авиационные двига-
тели B-17 Flying Fortress и многоцелевые бронетранспор-
теры Studebaker Weasel, предназначенные для перевозки
воинских подразделений и грузов.
Но еще больше прославился трехосный грузовик Студе-
бекер. Американцы поставляли Советской Армии по ленд-
лизу модель US6. Поставили невероятно огромное коли-
чество – около 200 тысяч штук.
Закон о Ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта
1941 в качестве помощи странам, противостоящим нацист-
ской Германии. Президент США Франклин Рузвельт срав-
нил ленд-лиз со шлангом, который лучше дать при пожаре
соседу,когда пламя грозит перекинуться на ваш дом
(в СССР «шланг» протянули 7 ноября 1941 года).
Каждому «студеру» (именно таких стали называть в СССР)
вместе с набором ключей прилагалась шоферская куртка
из тюленьей кожи, но эта роскошь тотчас изымалась совет-
скими начальниками. "Нашему солдату и ватник сойдет".
Красавец студебекер в Америке и сейчас называют симво-
лом ленд-лиза.
В послевоенные годы Studebaker снова перешел на выпуск
легковых автомобилей. Модели 50-х годов отличались харак-
терным стилем “bullet nose” – нос, похожий на пулю.
В эти же годы произошло слияние компании с Packard Motor
Car, но союз не прожил долго – в 1961 году бренд Packard
был закрыт.
В эти годы стремительно выросла стоимость рабочей силы
в США, по стране прокатилась волна забастовок рабочих
автопромышленности, и вдобавок началась ценовая война
между Ford, Chrysler и General Motors. Все эти факторы
подкосили финансовую устойчивость компании.
В последующие годы Studebaker пытался вернуться на
рынок, выпустив новые модели: компактный автомобиль
Studebaker Lark
и спорткар Studebaker Avanti.
И хотя ком-пакт Lark обладал достаточно привлекательным
дизайном и в первый год продаж пользовался неплохой
популярностью у покупателей, но уже через год Ford, Chrysler
и GM выпустили на рынок похожие модели по более привлека-
тельной цене, и продажи Studebaker снова пошли на спад.
Избранный в 1963 году новый президент Студебейкера
Байере Барлингейм признал крах фирмы и отказался от
массового выпуска автомобилей.
Не найдя выхода из финансовых проблем, предприятие
закрылось.
Последний автомобиль был выпущен 17 марта 1966 года.
Studebaker официально объявил о закрытии своего послед-
него автомобильного завода в Саут-Бенде. Остатки произ-
водства перевели из США в Канаду, в город Гамильтон.
На протяжении многих лет Studebaker занимал уверенные
позиции на рынке в США и оставил достойный след в исто-
рии автомобилестроения.
А как вам эта машинка из металлических кружев?
Музейное кафе.
Магазинчик подарков на выходе.